ИАЦ «Кабар»: Развитие евразийской интеграции. Время не ждёт

Аналитика 0

В последнее время вопросы развития евразийской интеграции все чаще становятся предметом различных оценок и дискуссий. Хочется сразу отметить, что недавняя публикация Доклада № 43 Евразийского Банка Развития «Евразийская экономическая интеграция», в котором акцентировано внимание на недостаточном уровне конкуренции юрисдикций в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), делает актуальным анализ данного феномена, влияющих на его факторы. Также, это даёт возможность открыть более глубокую дискуссию о том, нужна ли конкуренция юрисдикций для международной/региональной экономической интеграции или нет.

Как заявил эксперт, доцент Владимир Межерицкий, «развитие конкуренции юрисдикций наряду с сокращением межгосударственных барьеров в интеграционных объединениях является важным основанием для гармонизации правового регулирования».

«При этом, исходя из многочисленных зарубежных исследований по различным категориям экономических отношений, необходимо учитывать, что реальная оценка привлекательности юрисдикций и их конкуренции может быть основана только на многофакторном анализе, включающем оценку как широкого числа нормативно установленных требований, так и целого ряда экономических и социологических факторов», - сказал эксперт.

Исходя из общего понимания того, что денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика, как стимуляторы экономического роста имеют свои ограничения, в государствах на постсоветском пространстве еще с начала 1990-х гг. Надо отметить, что все больше внимания обращено на регуляторную политику и регуляторные реформы на территориях стран.

Продолжает Владимир Межерицкий: «Недостаточно развивать налоговую конкуренцию юрисдикций - необходимо также развивать регуляторную политику. И первоочередной мерой в этом направлении является внедрение оценки и анализа регуляторного воздействия во всех государствах-членах ЕАЭС».

«Перспективным направлением развития конкуренции юрисдикций в сфере регуляторной политики, помимо полноценного внедрения норм во всех государствах ЕАЭС, является также обеспечение возможности участия в публичных консультациях в рамках различных дискуссий на внутригосударственном уровне адресатов регулирования из других государств-членов Союза», - отмечает эксперт.

Стоит сказать, что до сих пор различные механизмы, будь то юридические, правовые, или экономические сильно усложнены. Это в свою очередь тормозит реальное развитие экономик стран-членов данной организации. Различные спорные моменты между участниками Союза происходят, по сей день. Это порождает различные тени сомнений в продуктивности данного объединения. Но доминант и он, же гарант, коим является Российская Федерация, прилагает максимум усилий, чтобы ЕАЭС в ближайшие годы смог работать, как швейцарские часы. Только после налаживания всех внутренних процессов это может быть вполне достижимо.

Кроме того, целесообразна активизация участия бизнеса в публичном обсуждении проектов решений самой ЕЭК. Как заявил эксперт, «пока в этой сфере наблюдается отрицательная динамика активности участия в публичных обсуждениях со стороны представителей бизнеса государств ЕАЭС».

ЕЭК проводит мониторинг практически всех проектов на своём пространстве, после чего публикуется отчёт, а затем наступает очередь публичных обсуждений в узком и расширенных кругах на различных уровнях. Начиная с 2016 года в ходе публичного обсуждения проектов решений ЕЭК в рамках различных процедур замечаний и предложений было отправлено к глубокому анализу 317 проектов участников публичного обсуждения, включая представителей бизнес-ассоциаций, хозяйствующих субъектов, экспертов, физических лиц, представителей научного сообщества, уполномоченных органов исполнительной власти государств-членов Союза. Стоит отметить, что было дано 268 замечаний и предложений, что в среднем составляет 8 замечаний и предложений по одному проекту решения ЕЭК. Всего за последние два года в ходе публичных обсуждений проектов решений ЕЭК в рамках процедуры замечаний и предложений было направлено для анализа 65 проектов, которые получили одобрение. Но согласитесь, это малая толика того потенциала, которым располагает территория государств-участников Союза. Есть понимание того, что из большого числа различных проектов больше половины утопичны, ещё кое-какой процент трудноосуществимый по ряду объективных причин. Поэтому ежегодно происходит значительный отсев проектов и предложений. Но даже если допустить то, что в среднем будут утверждаться и реально работать хотя бы 50 проектов, это может дать качественные плоды уже через 7-10 лет. А для того, чтобы число предлагаемых проектов и число одобряемых после различных изучений было практически равным, следует задуматься об обучении соответствующих кадров на местах стран-участниц ЕАЭС. Продуктивность и эффективность будет расти, как грибы после тёплого дождика.

«Что касается таких факторов, отрицательно влияющих на конкуренцию юрисдикций в ЕАЭС, как высокий уровень участия государств в экономике, то его системное снижение в ближайшие годы не представляется возможным. Это обусловлено отсутствием соответствующих установок в документах стратегического планирования других государств-членов ЕАЭС», - отмечает Межерицкий.

«Перспективнее развивать конкуренцию юрисдикций в новых отраслях, обеспечивая более комфортные правовые режимы для цифровой экономики и развития новых технологий», - говорит эксперт.

ЕЭК в данной сфере может сосредоточиться на выявлении лучших практик и их использовании для дальнейшей гармонизации. Необходима значительная активизация в данном направлении.

По словам эксперта, «данные обстоятельства делают актуальным также развитие конкуренции правовых режимов государственно-частного партнерства (ГЧП) в указанных сферах». Стоит развивать малый и средний бизнес, путём прямого стимулирования уже не на местном уровне, а на уровне Союза.

Таким образом, проведенное исследование показало перспективность, потенциал и возможные направления развития конкуренции юрисдикций в рамках ЕАЭС, которые будут способствовать экономическому развитию, как государств-членов, так и интеграционного объединения в целом. Пока стоит констатировать то факт, что КПД ЕАЭС имеет показатели ниже среднего, поскольку нет конкретного, глубокого и заинтересованного развития. Не интегрированы многие сферы: промышленные, сельскохозяйственные, не говоря уже о таком перспективном направлении, как туризм, понимание его развития вообще тема для отдельного разговора.

Стоит выделить некоторые мотивационные направления развития интеграционных процессов:

- ЕЭК должен стимулировать устранение барьеров, изъятий и ограничений в регулировании отдельных рынков;

- Национальные органы-регуляторы, должны использовать передовые инструменты регуляторной политики, в том числе развитие оценки регулирующего воздействия, проведение правовых экспериментов в передовых отраслях, а также обеспечивать повышение качества нормативного правового регулирования на территории своих стран, стимулируя тем самым развитие конкуренции юрисдикций и движение капитала, рабочей силы;

- ЕЭК должен осуществлять мониторинг состояния и развития конкуренции юрисдикций на основе комплексного многофакторного анализа;

- В рамках ЕАЭС необходимо принимать решения о передаче новых сфер регулирования на наднациональный уровень и, соответственно, их унификация в рамках ЕЭК.

Как видно из вышеуказанных положений новый «организм» ещё находится в стадии эмбриона. Для того, чтобы он появился на свет полноценным нужны годы работы на всех уровнях. Стоит напомнить, что мы живём во время, когда всё двигается и меняется с космической скоростью, поэтому если ЕАЭС преследует долгосрочные и эффективные цели, то необходимо уже сейчас перейти к активным действиям.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий