• 84.65
  • 102.43
  • 1.14
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Конституционная реформа в КР - требование времени

Аналитика 0

После смены власти в Кыргызстане первое, о чём заговорили – о назревшей Конституционной реформе. Некоторые выразили мнение, что это - требование времени, другие не совсем понимают, для чего это делать прямо сейчас. Но предпосылки к изменениям всё-таки назрели. Основная причина в том, что после перехода Кыргызской Республики к парламентской форме правления страна так, по большому счёту и не поняла, что это такое. Непонятна была зона ответственности в высших эшелонах власти. Да и роль Президента была как будто между небом и землёй. Наступает время внести ясность и чётко прописать в основном законе страны все роли и обязанности для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок прошлого и начать выстраивать стабильную политическую структуру власти.

Как говорит российский политолог Марк Антонов, «конституционные реформы в разные годы назревали практически во всех бывших республиках, некогда входивших в состав СССР. Это, прежде всего, говорит о том, что молодые государства, получив свободу и независимость, не сразу могли понять своё место и роль в системе координат собственного политического курса, а также в области международных отношений. Конституция и её написание, это скорее эволюционный процесс, который сейчас и переживают практически все без исключения на постсоветском пространстве. Я скажу больше, что и в России происходят частые изменения в основном законе. Страны, которые находятся на данной территории (СНГ), до сих пор в поиске собственного самоопределения. Ничего в этом предосудительного и тем более критического нет. Выстраивание внутриполитических систем, это долгий процесс, который необходим для дальнейшего статуса государственного и политического развития. В Кыргызстане данная проблема также назрела. По мнению многих экспертов именно из-за многих неясностей в основном своде законов до сих пор нет политической стабильности в стране. Новый руководитель и. о. Президента и премьер-министр КР Садыр Жапаров верно определил первую задачу. Я думаю, что если эта реформа пройдёт грамотно, без поспешных решений, то в Кыргызстане многое может измениться в лучшую сторону».

Надо признать, в завершающее десятилетие XX в. и начале XXI в. происходили многочисленные конституционные реформы во всем мире, назначение, масштаб и динамика которых заметно отличаются от прежних лет. Как отмечает специалист по Конституционному праву, Академик РАН Талия Хабриева, «особое влияние на национальные правовые системы в целом и на конституционное развитие в частности в указанный период оказывают глобализационные процессы, глубина которых нередко влечет потенциальную возможность и даже неизбежность наступления фундаментальных изменений на уровне конституционных норм. Принятие конституционных изменений – ключевое событие для каждой страны, поскольку в большинстве случаев этот процесс продиктован целями реформирования общественных отношений. Даже частичное изменение конституционного текста может повлечь за собой значительное переустройство конституционно-правовых институтов, влекущее для страны новую модель конституционного развития».

Исследования подтверждают, что большая часть конституций, действующих в современных государствах, корректировалась. Это коснулось и «старейших» конституций, и достаточно новых основных законов, принятых на постсоветском пространстве. Обобщение современного опыта конституционных реформ, произошедших в последнее десятилетие, позволяет обнажить ряд новых проблем в конституционном праве, требующих своего разрешения, в том числе ввиду необходимости учета международных демократических правовых стандартов.

Надо отметить, что неоднократно путем референдума вносились поправки и в Основной закон Кыргызстана – Конституцию страны от 5 мая 1993 года. Принятие действующей Конституции Кыргызской Республики 27 июня 2010 года, по существу, ознаменовало и очередную конституционную реформу в жизни страны. Стоит заметить и то, что одновременно был закреплен мораторий на изменение Основного закона Парламентом до 1 сентября 2020 года.

«Надо сказать, что заявленное проведение очередной Конституционной реформы в Кыргызстане вполне подоспело и с точки зрения временного континуума. Мир в последнее время стремительно начал меняться. Меняется и вектор развития международных отношений. В это время как раз стоило заглянуть в основной закон Кыргызстана. Многие аспекты будут изменены, тут нет сомнений. Главное, чтобы они были эффективны. Важно внести ясность в регламентацию обязанностей, в частности, это касается президентских полномочий. Я был одним из тех, кто в своё время выступал с критикой относительно перехода КР к парламентской форме правления. Парламентаризм, это сложный, долгий эволюционный период. Ни одна из стран бывшего Советского Союза по объективным причинам не готова к такому повороту в государственном управлении. Парламентаризм, это ментальная готовность и чистое осознание всего того, что будет возложено на алтарь государства. Просто так объявить, что та или иная страна теперь парламентская по форме правления нельзя. К этому должны сложиться предпосылки, а главное готовность. Чего в Кыргызстане не наблюдалось. Я не говорю о том, что парламент и весь депутатский корпус в КР недееспособный, но он пока объективно не готов быть основополагающим в решении многих жизненно важных аспектов политической и общественной жизни», - сказал политолог.

Как отмечает в своей работе Хабриева, состоявшийся в декабре 2016 года референдум, несмотря на установленный мораторий до 2020 года на внесение изменений, был принят пакет поправок в Конституцию 2010 года. Данный комплекс изменений в отношении прав и свобод человека и гражданина включал следующее; укрепления парламентаризма, уточнения принципов взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти; реформирования судебной системы и системы правоохранительных органов. Весьма примечательно, что в Конституции было изменено соотношение международного и национального права – исключено однозначное признание примата международного права; определение порядка и условий применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права было перенесено на уровень закона. Целью указанных изменений являлось установление синхронизации национального и международного права при укреплении суверенных прав государства в области правового регулирования.

«Иногда внесённые поправки в основной свод законов государства несут дополнительную нагрузку по их пониманию и восприятию, как самими разработчиками, так тем более обыкновенными гражданами. Плохо то, что основам Конституции в странах бывшего СССР не учат, начиная со школьной скамьи. Отсюда гражданская безграмотность, которая порождает полное незнание своих прав, свобод, обязанностей. Конституция должна стать настольной книгой во всех семьях Кыргызстана, а не тем, чем она сейчас является, неким заоблачным сводом мифов. Если Конституционная реформа пройдёт удачно, то новому руководству страны необходимо учесть то, что я сказал выше и начать приближать граждан и гражданское сознание к знанию Конституции. Это принесёт свои плоды и в том смысле, что многие выпускники школ, к примеру, получив базовые знания об основном законе своего государства, будут готовы вступать в новую жизнь, имея правовые знания. А некоторые смогут продолжить обучение для того, чтобы приносить пользу государству своим талантом уже как чиновники, государственные деятели. Ведь проблема Кыргызстана именно в этом, в слабой информированности и образованности», - подчёркивает Антонов.

Многие эксперты, как местные, так и зарубежные отмечали, что Конституция Кыргызстана не совершенна, поэтому внесение изменений, поправок имеет регулярную основу. Конституционная реформа в КР назрела, это требование времени. Но важно не проявить спешки, которая, как показала история, ни к чему хорошему не привела. Если вновь в воздухе повис вопрос Конституционной реформы, значит, основной свод законов Кыргызстана неэффективен, и теперь нужно грамотно сесть и выделить именно те моменты, которые смогут по-настоящему изменить ход вещей, который повлияет, в свою очередь, на дальнейшую, как политическую, так и общественную стабильность и развитие.

В Кыргызской Республике проводились неоднократные Конституционные реформы, которые характеризовались противоречивостью и незавершенностью результатов. Поэтому в этот раз, если нынешние власти всерьёз заговорили об этом, как об острой необходимости следует исправить всё то, что доселе мешало всестороннему развитию государства и общества в Кыргызской Республики.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий