• 89.51
  • 97.5
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ "Кабар": Как сделать Бишкек лучше?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Монровии, столице Либерии, есть богатый район под названием Мамба Пойнт. Традиционно эта часть города считалась безопасной и была излюбленным местом иностранцев и богатых либерийцев, особенно возле берега. Однако даже посреди этой роскоши есть трущобы и автомойки, которые делают доступ к пляжу небезопасным. Все здания возле пляжа огорожены высокими стенами с колючей проволокой. Каждый живет в своем мире. Богатые в своих пятизвездочных виллах со всеми удобствами, а бедные в антисанитарии, но с доступом к пляжу. Мир полон пестрых примеров, когда общество, не сумев найти решение проблемы безопасности через инклюзивное развитие, решало проблему путем ограждения или строительства стен.

Недавний пример Дональда Трампа в отношении внешних границ не новинка. В Латинской Америке эти социальные эксперименты имеют более длительную траекторию.

К примеру, как рассказал эксперт, историк Владимир Чеботарёв, «в Колумбии в 60-90-х годах прошлого века из-за атрофирования государственных институтов отдельные группы стали брать решение вопросов, которые типично находятся в компетенции властей, в свои руки. Это, в частности, имело яркое проявление на уровне городов и поселков. Контрасты Боготы в этом плане поразительны. Жилые комплексы в богатых районах огорожены высокими стенами с колючей проволокой. Такие комплексы обычно охраняются очень хорошо и имеют все коммуникации, во многих случаях даже автономные в части электроэнергии. Так называемое чудо Боготы особенно примечательно, если учитывать, в каком плохом состоянии с точки зрения урбанистики находился город».

Почему бы не перенять положительный опыт, таких городов, как Богота и Бишкеку, а также другим городам Кыргызстана. Вполне можно поменять общую траекторию развития городов в положительную сторону, где во главу угла ставится жизнь человека в гармонии с обществом и средой. Этот пример полезен, так как в Бишкеке, в частности, есть отдельные предпосылки для успешной трансформации города.

В обществе назрел запрос жить лучше, людям недостаточно иметь просто инфраструктуру в виде дорог, тротуаров, освещения и магазинов, общество требует другой среды, комфортной и безопасной для полноценной жизни, учитывающей интересы и потребности различных социальных групп. Другое дело – насколько этот запрос реализуется. Это особенно просматривается в разрезе жилых комплексов. Большей частью они устанавливают заборы по периметру домов с грозными вывесками о штрафах. В некоторых случаях они ставят шлагбаумы. Это, в первую очередь, естественное решение проблем, связанных с огромным количеством машин и нехваткой парковочных стоянок.

Во-вторых, это попытка хоть как-то обезопасить двор от нежелательных для жителей элементов общества. Это актуальнее там, где есть дети. В сущности, такие решения вполне оправданы. Однако они создают предпосылки для дальнейшей самоизоляции этих минисообществ от основной массы населения и отчуждаются от решения проблем.

Для горожан в таких минимирах вопрос безопасности сопряжен с экономическим достатком. Чем больше его, тем безопаснее он чувствует себя. Как же он соприкасается с внешним миром? Такие люди пользуются личным авто, даже если придется провести час, чтобы проехать 1 км и редко используют общественный транспорт, так как не чувствуют себя в нем комфортно.

Как отметил Владимир Чеботарёв, «в Боготе конца 80-х и начала 90-х двадцатого века, до прихода Антанаса Мокуса в качестве мэра, была примерно такая же ситуация. Общий пессимизм парализовал общество. Это, в свою очередь, вылилось в антисоциальное поведение, где каждый человек видел большую выгоду от нарушения общих правил и норм поведения для личного интереса. Это происходило на фоне того, что большая часть людей принимала эту поведенческую норму. В итоге все нарушают правила и тот, кто не нарушает, оказывается в меньшинстве».

Согласно теории разбитых окон, попустительство общества по отношению к мелким правонарушениям, таким, как выбрасывание мусора в неположенных местах, вандализм, публичное пьянство и т. п., непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных правонарушений.

Психологический механизм такой провокации на бытовом уровне иллюстрируется фразой: «Если другим можно, то почему нельзя мне?» — когда человек видит, что совершаемые другими нарушения правил не пресекаются, он перестаёт считать правила (причём не только те, нарушения которых он наблюдал, но и любые другие) обязательными для себя. При этом условная средняя планка «допустимого нарушения» в обществе постоянно понижается, рано или поздно приводя к увеличению числа уже серьезных преступлений.

Мы можем однозначно утверждать, что практика самоизоляции жителей городов, которые попустительствуют в нарушении мелких правил совместного проживания, таких, как не бросать мусор на улице, не плеваться, соблюдать правила дорожного движения и т.д., имеет прямую связь с нарушениями более серьезных правил и законов.

Одним из основных действий муниципалитетов должна быть нулевая терпимость к мелким нарушениям, что, в свою очередь, создаст среду, которая сама по себе будет сдерживать людей от деструктивного поведения.

Это основная задача, которая стоит перед руководством города, если это руководство хочет видеть свой город на высокой позиции в рейтинге лучших городов мира, который привлекает ещё и своей благополучностью. Тем более, если учесть то, что Бишкек входит в первую десятку городов Содружества Независимых Государств, популярных у туристов. Об этом гласит рейтинг аналитического агентства ТурСтат.

Да, за последние годы Бишкек стал преображаться в лучшую сторону. Появились ряд новых, так называемых, элитных жилых домов, строятся новые школы и детские сады, имеющие привлекательный внешний вид, возводятся современные развлекательные комплексы, которые отвечают самым высоким стандартам, улучшается качество дорожного полотна, появились в большом количестве цветочные композиции, которые особенно в весенне-летний период времени не могут не радовать глаз. Но этого ещё пока недостаточно. Главное – это социальная общность, культура поведения. Только повышая и улучшая данные критерии, Бишкек может стать очень привлекательным городом, как для самих горожан, так и для гостей столицы.

Как известно, столица – это лицо государства. Поэтому нужно вновь уделить должное внимание городу, который в советское время, был настоящим оазисом Центральной Азии. Бесспорно, дел по устройству городского быта и выводу его на более высокий уровень, учитывая увеличившиеся требования населения, очень много. Но и времени для этого тоже более чем достаточно.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий