ИАЦ «Кабар»: Деятельность Института Бизнес-омбудсмена в период пандемии COVID-19

Аналитика 0

Ситуация вокруг пандемии COVID-19 в Кыргызстане продолжает быть очень сложной и напряжённой. Но, тем не менее, экономическая деятельность в стране, которая была разрешена после снятия режима ЧП, призвана решать насущные проблемы.

С недавних пор за тем, чтобы объекты и субъекты предпринимательской деятельности могли беспрепятственно осуществлять свою деятельность на законных основаниях, был учреждён институт бизнес-омбудсмена.

Стоит ещё раз дать пояснения, кто же такой бизнес-омбудсмен и в чём состоит его роль. Бизнес-омбудсмен - уполномоченное лицо по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Осуществляет свою деятельность на основании Постановления №647 Правительства КР от 31 декабря 2018.

Институт Бизнес-омбудсмена - это независимая от правительства организация, осуществляющая поддержку деятельности Бизнес-омбудсмена по защите прав, свобод и законных интересов бизнеса и предпринимателей.

Бизнес-омбудсмен рассматривает жалобы предпринимателей на неправомерные действия, бездействие и решения государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора и их должностных лиц. По итогам рассмотренных жалоб данный институт разрабатывает рекомендации и представления, которые направляет в соответствующие государственные органы для совершенствования регламентов и процедур. Бизнес-омбудсмен также может вносить рекомендации системного характера для усовершенствования законодательных несоответствий, ухудшающих условия ведения бизнеса.

Главные цели института бизнес-омбудсмена состоят в том, чтобы оказывать содействие прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора, а также предотвращать коррупцию и другие нарушения законных интересов бизнеса. Нельзя не отметить и ещё один аспект, который заключается в том, чтобы оказать содействие субъектам предпринимательской деятельности по защите их прав, свобод и законных интересов. При всём при этом, соблюдаются основополагающие принципы такие, как: независимость, честность, прозрачность, открытость, профессионализм, законность, беспристрастность, легитимность, политический нейтралитет.

Как отмечает эксперт в мировой экономике, кандидат экономических наук Роман Филиппов, «это, пожалуй, самый важный момент в истории деловой среды в Кыргызстане. Бизнес, для того, чтобы был максимально эффективным, должен быть защищённым. Именно отсутствие данного обстоятельства тормозило его развитие в КР. От начинающего предпринимателя до крупного бизнесмена в Кыргызстане практически никто не имел определённый щит противодействия различным факторам, которые замедляли ход их деятельности. В мире бизнес-омбудсмены осуществляют активную деятельность, что благотворно сказывается на укреплении и укрупнении бизнес-структур того или иного государства, а также создаёт большую почву для различных интересов со стороны заинтересованных лиц, которые до того момента не были вовлечены в деловую среду».

Надо отметить, что бизнес-омбудсмены не только способствуют устранению нарушений в действии или бездействии исполнительных органов, но и содействуют развитию бизнеса в целом. В их деятельности значительная роль отводится консультационно-ориентирующей и информационной функциям, а в сферу деятельности омбудсменов в рамках определенных программ по содействию развитию бизнеса, включены функции контроля за выполнением программ соответствующими ведомствами.

Следует особо выделить деятельность Института бизнес-омбудсмена во время пандемии коронавирусной инфекции в КР. Как сообщила специалист по связям с общественностью ИБО Салия Борбиева, «во время чрезвычайного положения бизнес-омбудсмен и весь корпус продолжали работать удаленно, предоставляя консультации, принимая и рассматривая жалобы, поступающие через веб-сайт www.boi.kg, продолжали работу по проведению расследований. Некоторые вопросы предпринимателей, адресованные Бизнес-омбудсмену в этот период, были связаны с трудностями получения электронных пропусков, коммуникацией между государственными органами и субъектами предпринимательства, налогами (включая вопросы просроченных налогов, связанных с ними штрафов), отсрочки сдачи ЕНД, налоговых льгот и преференций».

Надо отметить, что во время пандемии Институт разработал целый ряд рекомендаций и предложений по мерам экономической поддержки предпринимательства. В правительство были направлены 24 предложения, 9 из них были приняты и включены в 1-й и 2-й пакеты антикризисных мер. Выработанные рекомендации касались налоговых каникул, финансовой поддержки и доступных кредитов МСБ, создания Антикризисного фонда, переноса сроков представления единой налоговой декларации, продления моратория на проведение проверок хозяйствующих субъектов до 1 января 2022 года, цифровизации государственных услуг.

«Команда Института Бизнес-омбудсмена активно участвовала в работе рабочих групп, разрабатывала меры и рекомендации по поддержке бизнеса и предпринимателей, продвигала свои рекомендации на различных площадках: в Министерстве экономики, Совете по развитию бизнеса и инвестициям, в рамках встречи с Президентом, представителями мэрии Бишкека, на общественных слушаниях в Жогорку Кенеше», - отметила Борбиева.

Стоит подчеркнуть, что в отчёте Института Бизнес-омбудсмена отмечается то, что сокращение рабочих мест и возвращение кыргызских граждан из трудовой миграции создадут изменения и напряженность на рынке труда, как следствие увеличится необходимость иностранного капитала и инвестиций. Однако сфера привлечения инвестиций высококонкуретна, и успеха добьются только те страны, которые смогут предложить наиболее благоприятный инвестиционный климат и политику. В этой связи Кыргызстан нуждается в радикальном пересмотре инвестиционной политики с фокусом на качественное изменение привлекательности инвестиционного климата и максимальное использование преимуществ отдельных статусов и членства в различных союзах, к примеру, ЕАЭС, ВСП+.

Также следует обратить внимание на облегчение условий ведения бизнеса. Об этом говорит и Салия Борбиева: «Это наикритичная необходимость сегодняшних дней, на которую мы настоятельно рекомендуем обратить особенное внимание. Все что мешает бизнесу работать, включая всевозможные препоны и барьеры, должно быть устранено. Одна из целей Национальной стратегии устойчивого развития 2040 предусматривает, что Кыргызстан к 2023 году должен попасть в топ-40 рейтинга Doing Business. В настоящее время по вопросу налогового администрирования Кыргызская Республика занимает 117-е место. Для улучшения инвестиционной привлекательности и роста позиции страны в международных рейтингах необходимо кардинально изменить и значительно упростить налоговое администрирование. Эффективные изменения в налоговом администрировании позволят снизить риск коррупции и улучшить бизнес-среду для местных компаний и инвесторов».

Надо добавить, что пандемия COVID-19 привела к дефициту и кризису государственного бюджета. В этих обстоятельствах Правительство республики должно мотивировать отечественный бизнес, работающий в теневой экономике, сделать его полностью легитимным.

«Правительство разработало временные санитарные правила, которым должны следовать субъекты бизнеса. Некоторые предприятия, которые возобновили свою деятельность, не следуют этим правилам, ставя под угрозу здоровье и безопасность своих клиентов, граждан и общества. В результате местные власти выписали многочисленные штрафы, но вместо того, чтобы штрафовать бизнес, мы призываем местные власти использовать альтернативные виды деятельности, такие как информационные кампании, объясняющие бизнесу, почему важно соблюдать санитарные правила во избежание дальнейших эпидемиологических кризисов», - подытожила Борбиева.

Это только первый шаг в сторону ещё большего развития бизнес-сообщества в Кыргызстане. На первого в истории КР бизнес-омбудсмена возлагаются большие надежды. Главное, чтобы всё развивалось в правовом ключе, а Робин Орд-Смит смог разобраться не только с накопившимися проблема в деловых кругах республики, но и смог вникнуть в ментальные особенности того общества, где он будет играть не последнюю роль. Надо сказать, что на Орд-Смита выпала и дополнительная нагрузка, а именно работа в пандемический и постпандемический период. Как раз это время должно проявить его таланты, а также доказать дееспособность всего института.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий