Горячая линия 112: юрист рассказала, с какими проблемами столкнулись кыргызстанцы в период карантина в стране

Общество 0

Бишкек, 10.08.20. /Кабар/. В Кыргызстане в период режимов ЧП и ЧС из-за пандемии COVID-19 с 1 мая по 31 июля 2020 года работала «Горячая линия 112», посредством которой юристы ОО «Новые решения» при финансовой поддержке ПРООН оказывали бесплатные консультации гражданам страны через Единую дежурно-диспетчерскую службу 112 МЧС. О работе данной службы и с какими проблемами столкнулись кыргызстанцы в период карантина в республике, агентству «Кабар» рассказала президент ОО «Новые решения» Алия Калыбаева.

По словам Калыбаевой, всего за три месяца работы данного проекта, была оказана помощь в виде юридических консультаций 614 гражданам страны. Чаще обращались с вопросами из области трудового, семейного, наследственного и договорного права, а также с вопросами, связанными с правилами поведения в период ЧП и ЧС.

Положительной стороной реализованного проекта юрист считает то, что граждане не остались наедине со своими проблемами, а получили своевременную и очень нужную им поддержку. «Такие проекты предоставляют гражданам страны возможность получить бесплатную юридическую консультацию и повысить свою грамотность в юридических вопросах. Хотелось бы отметить, что иногда даже одно слово поддержки позволяет человеку воспрянуть духом и строить свои планы на будущее», - говорит она.

Калыбаева также отметила, что в ходе предоставления консультаций они неоднократно слышали слова искренней благодарности от обратившихся граждан, что доказывает, что работа была проделана не зря и хотя бы на некоторое время их команда облегчила жизнь соотечественникам.

Также юрист от лица всей команды выразила благодарность ПРООН за оказанное доверие и партнерам в лице Минюста и МЧС, которые их поддержали.

Между тем, как рассказала Калыбаева, в ходе работы данной службы были выявлены и некоторые недочеты в деятельности госорганов, скорее технического характера, с которым столкнулись граждане, вынужденные из-за карантина получать информацию удаленно.

Так, по ее словам, одним из моментов, с которым они столкнулись, было отсутствие актуальной информации о работе госведомств с использованием данных открытых публичных интернет-источников. «У некоторых ведомств не обновлялась информация на сайтах, и в период, когда они уходили на удаленную работу, ее можно было получить, лишь позвонив на стационарный телефон, который, к сожалению, не всегда был доступен», - отметила она и добавила, что это создавало определенные трудности.

Помимо этого, с ее слов, отдельные госведомства изложили процедуры таким образом, что в условиях ЧП и перевода работы на дистанционный формат, реально эту процедуру исполнить было невозможно. «К примеру, регистрация юрлиц онлайн, использовать которую можно было только в случае, если у гражданина есть паспорт нового образца и электронная подпись, которую необходимо получить путем самостоятельного обращения в соответствующий госорган», - поделилась юрист.

Она добавила, что также наблюдались сбои в работе электронных ресурсов некоторых ведомств.

Кроме этого, юридический эксперт также отметила отсутствие правовых знаний у населения по вопросам содержания и применения базовых нормативных правовых актов, разработанных в ходе судебно-правовой реформы, призванной улучшить жизнь граждан.

Она напомнила, что в Кыргызстане в 2016 году вступил в силу закон об основах административной деятельности и административных процедурах, который значительно расширил права граждан при их обращении в госорганы. Также в 2019 году вступили в силу новые Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Кодекс о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, которые внесли ряд принципиальных изменений в систему права.

Однако, как она отмечает, граждане до сих пор не знают об этом и, по ее мнению, необходимо вести информационную и разъяснительную работу среди граждан о том, что в стране действуют указанные нормативные акты, что позволит значительно разгрузить судебную систему.

Также она порекомендовала внедрение в стране массового правового просвещения, считая это эффективным методом повышения правовой грамотности. «Чем больше средства массовой информации, в том числе телевизионные каналы и интернет-издания будут предлагать достоверную информацию о правовых основах того или иного общественного явления, тем более высоким будет уровень правосознания и правовой грамотности населения», - делится юридический эксперт.

В завершении разговора Калыбаева добавила, что в жизни граждане сталкиваются с юридическими вопросами гораздо чаще, чем это кажется. По ее мнению, от своевременного и качественного получения юридической поддержки зависит многое, в том числе принятие правильных решений.

Комментарии

Оставить комментарий