ГКНБ предлагает ужесточить наказание кыргызстанцам, воевавшим или прошедшим спецподготовку в лагерях террористов

Общество 0

Бишкек, 29.01.20. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Государственный комитет национальной безопасности КР инициировал законопроект с целью ужесточить наказание для кыргызстанцев, которые принимали участие в военных действиях за пределами Кыргызстана или проходили спецподготовку в лагерях террористов.

В данное время законопроект и проект постановления правительства вывешены на сайте правительства и проходят процедуру общественных обсуждений.

Как сообщается в справке обоснования, согласно ст.243 (участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки) УК КР предусмотрено лишение свободы от 2 лет 6 месяцев до 5 лет, как менее тяжкое преступление, за которое судебными органами применяется условно-досрочное освобождение лиц, проходивших боевую подготовку и принимавших участие на стороне международных террористических организаций/религиозно-экстремистских организаций или военных действиях на территории иностранного государства, а также подпадает под категорию лиц, подлежащих амнистии.

В редакции УК КР от 1 октября 1997 года №68, которая утратила силу 1 января 2019 года, предусматривалась ответственность за вышеуказанное преступление в виде лишения свободы от 5 до 8 лет и относилась к тяжкому преступлению.

Объективная сторона ст.243 и ч.2 ст.395 «Наемничество» УК КР совпадает и выражается в участии субъекта в вооруженном конфликте на территории иностранного (другого) государства, однако, по ст.243 УК КР назначается наказание II категории, как менее тяжкого преступления, а по ч.2 ст.395 УК КР – наказание V категории, как особо тяжкого преступления.

Фактически участие гражданина КР в вооруженном конфликте или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки за пределами КР представляет не меньшую, а то и большую опасность для национальной безопасности КР, чем по сравнению с ч.2 ст.395 УК КР. Это связано с тем, что по ч.2 ст.395 УК КР наемник воюет на территории иностранного государства с целью личной заинтересованности – получения материального вознаграждения, тогда как по ст.243 УК КР лицо, участвующее в вооруженном конфликте или проходящее террористическую подготовку на территории иностранного государства в составе террористических организаций, имеет прямые либо косвенные планы по совершению актов терроризма на территории других стран и/или, в частности, на территории КР из-за непризнания основ существующего конституционного строя КР, что подтверждается имеющимися материалами о радикальных идеологиях запрещенных на территории КР террористических организаций («Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра», «Жаннат ошиглари», «Джамаат Таухид ва Джиход», «Катиба имам аль-Бухари», «Союз исламского джихада», «Исламское движение Узбекистана» и др.).

Кроме того, согласно ст.83 УК КР в настоящее время по ст.243 УК КР, как менее тяжкого преступления, по решению суда возможно применение пробационного надзора сроком от 1 года до 3 лет без изоляции и лишения свободы гражданина КР, что позволит лицу, прошедшему террористическую подготовку за рубежом, оставаться на свободе и реализовать преступный умысел.

Данное обстоятельство, в случае отсутствия изменений в ст.243 УК КР как тяжкого преступления, позволит прошедшим террористическую подготовку лицам массово возвращаться в КР, используя возможность применения пробационного надзора, как менее тяжкого преступления.

Усиление уголовной ответственности в значительной степени будет выступать сдерживающим фактором выезда и участия граждан КР в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранных государств или прохождения террористической подготовки.

Комментарии

Оставить комментарий