Фейки: как распознать и противостоять им. Взгляд из-за рубежа

Интервью 0

На столь сложную и злободневную тему ИАЦ «Кабар» поговорил с экспертом в области стратегических коммуникаций Марком Пфайфлом.
Отдельная благодарность Посольству США в КР за предоставленную возможность.

- Марк, здравствуйте! В начале нашей беседы, расскажите о себе?

- Я, Марк Пфайфл, основатель компании «OfftheRecordStrategies», которая начала работать уже в 2011 году. Она помогает частным лицам, правительственным органам, университетам и некоммерческим организациям строить долгосрочные связи, предоставляя превосходное обслуживание и инновационное решение проблем. Также я был заместителем советника по национальной безопасности по стратегическим коммуникациям и глобальному взаимодействию в Белом доме с 2007 по 2009 года. Выполнял обязанности межведомственного координатора по вопросам национальной безопасности и реализации коммуникаций.

- Скажите, Марк, чем конкретно занимается ваша организация?

- Мы помогаем различным частным компаниям, НПО, государственным организациям быть готовыми к разным кризисным ситуация. Также предоставляем пути их разрешения. Мы занимаемся разрешением энергетических кризисов, или кризисов в области безопасности и так далее.

- С какой миссией вы прибыли в Кыргызстан?

- У меня была возможность работать на Правительство США, я имел опыт общения с разными высокопоставленными людьми и на данном этапе я бы хотел поделиться этим опытом.

- Каковы ваши первичные впечатления от Кыргызстана?

- Это прекрасная страна, хорошие, открытые люди, отличная экология. Надо признать, что я был несколько поражён тем, что увидел. На меня Кыргызстан произвёл доброе впечатление.

- Что конкретно вас удивило?

- Вообще, я не знал чего ожидать. Ранее я бывал в разных местах данного региона (Центральная Азия, - прим. Кабар). Есть такое общее чувство жизненности и позитивности и это всё воодушевляет.

- Вы обладаете большим опытом в области коммуникаций. Не могли бы вы поделиться знаниями по части фейковых новостей, какую, прежде всего, они несут угрозу?

- На данный момент существует много вызовов, связанных с фейками, причём повсеместно. Я рекомендую людям читать различные источники. Не опираться только на одну новость. Надо работать над комплексностью в этом направлении. Стоит обращать внимание на медиа образованность. Заниматься повышением образованности населения. В области фейков не стоит фокусироваться на одной теме, на одном источнике. Это позволяет нам увидеть, или точнее распознать фейковые новости. Но только уровень образованности позволит нам достичь этого.

- Марк, скажите, как на первый взгляд отличить фейковую новость от настоящей?

- Главное, это когда новость выглядит слишком уж хорошей. Можно заподозрить что-то неладное. Поляризация общества, это тоже проявление фейкового информационного пространства. И для того, чтобы убедиться в том, какой характер несёт та или информация, нужно сделать шаг назад и проанализировать поступившую новость.

- Получается, это работа психологической направленности, так ли это?

- Безусловно. Это основная цель. Разделение общество на разные сегменты, установить свои правила.

- Марк, в преддверие своего визита в КР, вы, скорее всего, изучали информационное поле в данном регионе. В последнее время Кыргызстан также накрыла волна фейковых новостей, особенно это сильно проявилось в социальных сетях, развитие которых идёт семимильными шагами. К сожалению, население пока ещё не имеет широких знаний в области фейков. Так вот, что нужно делать СМИ, правительственными структурам, чтобы обезопасить общество?

- Очень много зависит от молодых людей. Они знают, как лучше использовать инструмент в виде социальных сетей. Они могут передать некоторый опыт, а мы со своей стороны можем также их чему-нибудь научить. Важно изучать новые течения, веяния, будь то культурные, или политические. Также стоит изучать иностранные языки, чтобы получать более разнообразную информацию из разных источников. СМИ также должны играть большую роль в этом направлении. В США отлично работает функция Fact Check (проверка фактов). Ещё хочу выделить важный аспект, это прозрачность СМИ.

- Марк, скажите, ваш визит предполагает практическую работу по обучению некоторых слоёв населения, или ваша поездка носит чисто ознакомительный характер?

- Да, я собираюсь встречаться со студентами, со СМИ, с представителями гражданского общества, сферы безопасности, с правительственным сектором. Я проведу различные беседы и рад подобной возможности.

- Есть ли эффективные методы борьбы с фейками, учитывая ментальность региона?

- Я думаю есть. Здесь стоит вновь обращать внимание на силу образования, нужно следить за этим, начиная со школы, ВУЗов и других образовательных учреждений. Молодёжь должна учиться читать, уметь делать выводы, думать, взвешивать, анализировать.

- Как борются с фейками в США?

- В частности, «Вашингтон Пост» запустил программу Fact Check. На этой платформе они создали такого виртуального героя, который зовётся «Пиноккио». Таким образом, они оценивают количество вымыслов в тех или иных статьях. «Пиноккио» - это баллы. Чем больше «Пиноккио» тем значит больше фейков в том или ином материале. На базе «Нью-Йорк Таймс» также работает схожая схема.

- Стоит сказать, что ментальность мировых СМИ также сильно изменилась. В 70-х годах прошлого столетия различные таблоиды повышали продажи за счёт фейковых новостей. Сейчас делается упор на правдивость и проверку фактов. Это правда?

- Я с этим соглашусь. Рынок этого требуют. Таблоиды были очень популярны в своё время, но они (времена) сильно изменились. Сейчас важна быстрота реакции на то или иное событие. Поэтому невыгодно заниматься домыслами.

- Мир сильно изменился, ускорился его темп и как в этой связи бороться с фейками на властном уровне?

- У властных структур довольно много инструментов и рычагов давления. Они могут финансировать различные компании, к примеру, как наша. Правительство должно поддерживать население, гражданский сектор, не препятствуя, не выстраивая барьеры для информации. Правительство должно повышать уровень осведомлённости, образованности. Нужно мониторить работу СМИ, социальные сети.

- Какую угрозу фейковая информация может принести нестабильному региону, которая находится под давлением террористических организаций, религиозных экстремистских течений?

- Экстремистские группы используют фейковую информацию на высоком уровне. Этим они привлекают в свои ряды необразованных людей или вносят раскол в общество. Как раз наша организация осуществляет подобную поддержку уязвимым слоям населения, мы повышаем уровень их осведомленности, мы работаем с религиозными лидерами и так далее. Миссия ясна, мы желаем обезопасить всех их, от влияния деструктивных элементов.

- Как бороться с фейками на постсоветском пространстве, лимитировать поток информации или заниматься обучением?

- Без вариантов, следует обучать людей правильно пользоваться и растолковывать различного рода информацию. Многие страны пытались лимитировать информацию и это в конечном итоге не работало. Потребность человека во владении новой информацией заложена в его природу и с ней невозможно бороться.

- Насколько активны и продуктивны Соединённые Штаты Америки в информационном пространстве Центральной Азии?

- Я думаю те информационные агентства, которые работают в этом регионе, достаточно активны. Правительство США также следит за осуществлением данной деятельности. США преданы идеи построения продуктивных взаимоотношений с нашими партнёрами. Мы стремимся к культурному взаимодействию, мы хотим, чтобы вы больше узнавали о нас, об американцах, мы желаем посещать страны данного региона с целью ознакомления с культурой этих народов. Чем больше мы контактируем, тем больше будем узнавать друг о друге. Это всё будет способствовать развитию наших отношений.

- Марк, в завершении нашей беседы, что бы вы хотели пожелать народу Кыргызстана?

- У вас прекрасная страна. Замечательные люди. Положительная энергетика. Усиливайте ваш интерес к мировому сообществу, к американскому сообществу. У нас уже имеются довольно серьёзные связи. Развивайте стремление к коммуникабельности.

- Спасибо за очень плодотворнуд беседу!

Беседовал Антон Кубицкий

Комментарии

Оставить комментарий