• 88.85
  • 94.92
  • 0.96
  • 0.2

Энергетическая безопасность Кыргызстана: пути выхода из перманентного кризиса

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 02.02.22 /Кабар/. Гидроэнергетический потенциал Кыргызстана является пожалуй одним самых высоких в Центральной Азии. Однако каждый год страна с высоким гидроэнергетическим потенциалом переживает кризис, который обостряется в зимний период. Прошлый и текущий маловодные годы и без того усугубили положение в энергетике страны. Эксперты дискуссионного клуба «Пикир» на круглом столе «Энергетическая безопасность Кыргызстана: пути выхода из перманентного кризиса» обсудили причины перманентного энергетического кризиса страны и актуальные пути выхода.

В мероприятии приняли участие эксперты из Кыргызстана и России, в том числе авторитетные энергетики, политологи, специалисты по вопросам безопасности, журналисты, а также студенты Международного университета Кыргызской Республики и Кыргызско-Российского Славянского университета.

По словам экс-министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР Ильяса Давыдова, до 1994 года центрально-азиатская энергетическая система работала параллельно и управляясь из Ташкента. А стандарты и нормативы спускались после согласования со всеми руководителями. «В те годы одни районы Кыргызстана получали электроэнергию из Таджикистана, другие – из Узбекистана, Таласская область была полностью подключена к Казахстану. В то время вводили 10-12 млрд кВтч генерирующих мощностей. Однако после распада СССР энергосистема стала «раскачиваться»», - говорит он.

Давыдов напомнил, что с 1994 года Кыргызстан вкладывал средства в то, чтобы перевести снабжение на свои системы. Первой была задача перевести Таласскую область, чтобы не зависеть от энергосистем Казахстана и Узбекистана. «В части сетевого хозяйства мы сделали всё, что смогли. Одним из важных моментов стало строительство ЛЭП «Датка-Кемин». Я бы хотел подчеркнуть, что наша республика – горная: линия от Токтогула до Бишкека проходит четыре перевала на высоте 3300метров. Это самая сложная и трудная трасса во всём мире», - говорит эксперт.

Что касается объединённого энергокольца Центральной Азии то по словам Давыдова, соглашение о параллельной работе энергосистем является благом для стран-участниц. «Объединённое энергокольцо позволяет странам не только сбалансировать работу энергосистемы, но и зарабатывать на перетоках. За счёт покрытия пиковых нагрузок в Узбекистане мы получаем до 20 млн. долл. США», - сообщил экс-министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР.

В свою очередь доцент Международного университета КР Алина Молдокеева считает, что вся Центральная Азия является регионом с быстрорастущим населением, где, согласно данным ООН, в 2000-2020 годах прирост составил 20 миллионов человек. Прогноз на период до 2050 года, по ее словам, выглядит не менее динамично и находится на уровне более чем 100 миллионов человек, что создает дополнительную необходимость создавать генерирующие мощности.

«На этом региональном рынке гидропотенциал Кыргызстана просто огромный, соседние равнинные республики с растущими экономиками не имеют таких природных возможностей. Кыргызстан располагает значительными запасами гидроресурсов и занимает по этим показателям третье место в СНГ после России и Таджикистана. Это - 268 рек, 97 крупных каналов и 18 водохранилищ, потенциал которых составляет около 143 млрд кВтч ежегодной выработки электроэнергии. Гидроэнергетический потенциал всех малых рек и водотоков составляет порядка 5-8 млрд кВтч в год, при этом ежегодная выработка электроэнергии в среднем составляет всего около 14 млрд кВт», - говорит Молдокеев.

Говоря о том, почему же не удаётся этот потенциал реализовать, она указала, что с 2019 года наблюдается маловодный цикл в бассейне реки Нарын-Сырдарья, что и привело к недостаточному сбору воды в Токтогульском водохранилище, которое вмещает 19 млрд кубометров воды.

«К 1 февраля 2022 объем воды в Токтогулке снизился до 9 млрд кубометров. Для сравнения, в 2021 он составлял 11,2 млрд, в 2020– 14,1 млрд кубов. Для экономии воды в Токтогульском водохранилище власти страны в 2021 году путём обмена и прямых закупок импортировали из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана более 2 млрд киловатт-часов электричества», - поделилась эксперт.

Комментарии

Оставить комментарий