Экспертное обсуждение плюсов и минусов дистанционного образования

Аналитика 0

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы во многие аспекты привычного быта. Люди начали подстраиваться под ситуацию, ведь в противном случае упадка во всех отраслях просто не избежать. Одна из таких сфер – образование. О дистанционном обучении школьников и студентов уже говорилось многое, но сейчас уже можно дать определенную оценку, ведь за время карантина обнажились проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и ученики. Однако, это не значит, что проект дистанционного обучения провалился. Напротив, без ошибок не бывает результата. Обсудили проблемы и перспективы онлайн-образования эксперты в ходе онлайн-конференции «Дистанционное образование в рамках развития межгосударственного образовательного пространства: ожидание и реальность», организованного клубом региональных экспертов «Пикир».

Советник министра образования КР Расул Авазбеков в ходе своего выступления рассказал с какими проблемами при подготовке к онлайн-обучению столкнулись в Кыргызстане. Он отметил, что в целом организация деятельности в условиях пандемии была вызовом для всех органов и ведомств. Дистанционное обучение вынудило осваивать новые навыки всех участников процесса.

«У нас было всего три недели для организации процесса, который позволил бы охватить учащихся и студентов всей республики. При этом мы должны были исходить из того, что многие учащиеся не имеют гаджетов, а в отдаленных регионах и вовсе отсутствует Интернет. Поэтому, помимо размещения видеоуроков, электронных учебников и других материалов для учащихся на специально разработанном интернет-портале, и запуска специального образовательного Youtube-канала, были организованы телеуроки, которые транслировались по центральным телеканалам. Для обеспечения формата двустороннего взаимодействия между преподавателями и учащимися были задействованы различные онлайн-платформы и мессенджеры. Однако, возникла проблема отсутствия соответствующих навыков у учителей, в связи с чем параллельно разрабатывались и инструкции по работе с вышеуказанными ресурсами. С целью мотивации педагогов министерством был объявлен национальный республиканский конкурс «Цифровая педагогика», в котором приняли участие более четырех тысяч учителей. Итоги конкурса будут подводиться в конце июня», - рассказывает Авазбеков.

Также советник добавил, что в текущем году будет реализован процесс онлайн-зачисления абитуриентов в ВУЗы страны.

С проблемой доступа к онлайн-образованию столкнулись не только ученики из Кыргызстана, но из всего региона и даже России. Генсекретарь Ассамблеи народов Евразии, президент Ассоциации менеджеров образования и науки, профессор Михаил Федоров рассказал, что около 50% мирового населения не имеют компьютеров, а у 40% нет доступа к интернету.

«В среднем в России 22% молодых людей не имеют доступа к онлайн-образованию, в селах эта цифра достигает 3%, а в отдельных регионах – даже 50 процентов. Данные соцопросов студентов по вопросу качества онлайн-образования показал, как негативные, так и позитивные оценки. К отрицательным моментам относятся: технические сбои, слабые навыки онлайн-преподавания, рост нагрузки на педагогов, слабая подача сложных предметов, необходимость внесения оплаты за использование интернет-платформ. К положительным: возможность прослушивания видеолекций несколько раз, отсутствие жестких сроков сдачи отчетов и экзаменов, не привязанность к месту, что влечет за собой экономию времени и средств», - сообщил Михаил Федоров.

Вице-президент Кыргызской Академии образования Улан Мамбетакунов рассказал о донорской поддержке со стороны различных организаций при подготовке дистанционного учебного процесса. Помощь оказывалась от ЮНИСЕФ, Всемирного и Азиатского банков. Благодаря этому доступность онлайн образования получила больший охват среди населения.

«Немаловажно, что помимо организации учебного процесса были организованы «горячие линии» для оказания психологической помощи ученикам и их родителям, методической помощи для учителей. Кроме того, на телевидении была организована передача «Школа родителей», в которой квалифицированные психологи давали советы по вопросам общения с детьми и решения насущных проблем в условиях карантина», - рассказал Улан Мамбетакунов.
Дистанционное обучение стало проверкой педагогов к новым вызовам. О том как преподаватели подходили к процессу обучения рассказала директор колледжа БГУ Дамира Конобаева.

«У преподавателей создалась сложная среда для демонстрации перед обучающимися, их родителями и сообществом, в целом, своего профессионализма и творческого подхода к труду. Вынужденный переход на онлайн-обучение стал испытанием для уровня профессиональной квалификации педагогов. Они выполняли свои трудовые обязанности, основываясь на своих прежних наработках, достигнутых профессиональных навыках и информационных умениях. В итоге каждый из нас увидел свои слабые места и в уме поставил себе галочку как ориентир для повышения своего квалификационного уровня. Несмотря на все возможности и некоторые преимущества дистанционного обучения, практика показала, что замену режима живого диалога педагога и учащегося на дистанционные каналы общения, трудно назвать комфортной и более эффективной. Самый главный минус в том, что теряется важный компонент в педагогике – эмоционально-психологическая составляющая процесса. Тем не менее, в условиях пандемии, дистанционное обучение выручило систему образования, и дало опыт для будущей цифровизации», - уверена Дамира Конокбаева.

Ректор Московского государственного университета пищевых производств, д.э.н., профессор Михаил Балыхин поделился о дистанционном образовании в России, о готовности учеников и педагогов к такому процессу, а также о недостатках удаленного обучения.

«Наш университет на сто процентов переведен на дистанционную форму работы. Нам удалось создать свою цифровую среду, которая позволяет общаться не только преподавателям и студентам, но и активно вовлекает в данный процесс и абитуриентов, и их родителей. Цифровизация коснулась не только процесса обучения, но и проведения научных мероприятий и конференций, и даже проведения ученых советов с онлайн голосованием. К плюсам можно отнести полную персонификацию, т.е. возможность преподавателя общаться с каждым студентом персонально. Также это положительно сказывается на увеличении спроса на дополнительное профессиональное образование. Кроме того, с помощью цифровых лабораторий мы планируем организовать летний лагерь для школьников в онлайн формате», - рассказал Михаил Балыхин.

О сложностях, с которыми столкнулся Кыргызско-Российский Славянский Университет при переходе на дистанционное обучение рассказал проректор КРСУ Леонид Сумароков.

«Одна из проблем связана с процессом цифровизации университета и, следовательно, совершенствования образовательного процесса. Педагогический процесс – очень сложное явление, включающее в себя и саму его цель, и технологии обучения. Но я не могу согласиться с мнением, что онлайн-процесс в образовании должен стать основным. Во-первых, потому что законодательство и России, и Кыргызстана гарантирует удовлетворение запроса всех слоев населения на получение образования. Во-вторых, вузы помимо обучения занимаются еще и вопросами социализации обучающегося. А этот процесс возможен только на основе непосредственного общения педагога и студента», - отметил Леонид Сумароков.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий