• 88.85
  • 94.81
  • 0.95
  • 0.2

Депутаты инициируют законопроект, чтобы контролировать спецслужбы страны

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 22.06.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 21 июня выносится проект Закона КР «О внесении изменений в Законы КР «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем», «О национальной безопасности» и «Об органах национальной безопасности КР».

Инициаторы депутаты Жогорку Кенеша Исхак Масалиев и Наталья Никитенко.

Как сообщается в справке-обоснования, большинство служб в сфере национальной безопасности (далее – спецслужбы) в странах, переживающих сейчас переходный период от авторитарного к демократическому управлению, имели характер репрессивных органов и функционировали за пределами норм законов.

Они использовались для упрочнения власти, выявления и слежки за диссидентами, нейтрализации их оппозиционной деятельности, а также для поиска различных способов формирования безразличия внутри страны, в том числе и с помощью подконтрольных средств массовой информации. Спецслужбы могут стать средством удержания власти, а также подрывать репутацию оппонентов. Должно быть исключено любое злоупотребление с их стороны и их использование в личных политических целях.

Преобразование спецслужб из репрессивного органа в орган, защищающий демократические принципы и открытый для демократического контроля, - чрезвычайно сложная задача. Для решения, которого необходимы шаги, один из которых - установление эффективного парламентского контроля.

Главная цель контроля за спецслужбами состоит в том, чтобы не дать национальным органам безопасности заниматься незаконной деятельностью или использовать в своей работе незаконные методы. Парламентский контроль предполагает осуществление мониторинга, анализа, оценок и расследований.

Надзорные органы часто используют формат слушаний для получения необходимой информации от сотрудников спецслужб, независимых экспертов и других. Надзорные органы регулярно изучают секретные и несекретные отчеты, доклады и другие документы, подготовленные спецслужбами.

Самым распространенным режимом надзора за деятельностью спецслужб является надзор, осуществляемый после завершения определенной операции или другого события (или надзор постфактум). Преимущество такого вида надзора состоит в том, что он позволяет оценить управленческие решения спецслужб, не вмешиваясь непосредственно в сам процесс. Надзор постфактум не исключает возможности информирования надзорных органов о запланированных и текущих операциях спецслужб. Однако его главная задача – это ретроспективный анализ событий, т.е. оценка только тех событий, которые уже произошли.

Таким образом, роль, которую играет парламент в настоящее время, можно сформулировать в четырех основных задачах: контроль; независимая оценка; гарантия принципа прозрачности; обеспечение связи между спецслужбами и обществом.

В настоящее время вопросы нацбезопасности находятся в ведении Комитета по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша. Предлагается для дальнейшего развития парламентского контроля и с учетом международного опыта создать отдельный специальный Комитет по безопасности и контролю за деятельностью органов обеспечения национальной безопасности, с включением в его состав депутатов от партий, которые находились в оппозиции к власти во время выборов.

Комитет и его члены не должны вмешиваться в оперативную работу спецслужб. Однако он должен быть наделен следующими полномочиями:

• Право на получение доступа и изучение ежегодных и любых других докладов, и отчетов, подготовленных спецслужбами
• Право вызывать для дачи объяснений и пояснений представителей и сотрудников спецслужб
• Право приглашать внешних экспертов и других граждан для дачи объяснений и пояснений
• Право периодически встречаться с главами ответственных ведомств и/или руководителями спецслужб
• Право проводить плановые и внеплановые проверки и заходить в служебные помещения спецслужб
• Право отслеживать расходование средств в соответствии с утвержденным бюджетом
• Проверять обеспечение секретности
• Проверять соблюдение законов и подзаконных актов и иных документов, регламентирующих деятельность спецслужб
• Периодически осуществлять пересмотр внутренней политики спецслужбы, касающейся законности или адекватности ее деятельности
• Проведение специальных расследований деятельности спецслужб в рамках установленных полномочий, в том числе по поступающим жалобам
• Мониторинг периодической отчетности о проведенных расследованиях, касающихся серьезных вопросов законности и адекватности деятельности спецслужб
• Привлекать внимание президента и премьер-министра к отчетам, касающимся вопросов законности деятельности спецслужб.

Проверка финансовой деятельности является важной составляющей при осуществлении контроля над деятельностью спецслужб. Во-первых, она проводится с целью удостовериться в том, что деятельность спецслужб находится в рамках закона и что те, кто наделен полномочиями осуществлять власть, используют свои полномочия, не выходя за рамки своей ответственности. Вторая цель проведения финансовой проверки деятельности спецслужб заключается в том, чтобы дать оценку действиям руководства спецслужб в отношении организации их работы. И, наконец, третья цель – анализ эффективности использования денежных средств.

Согласно установленному порядку спецслужбы обязаны выполнять следующее:

• Информировать комитет о проводимых и планируемых операциях;
• По просьбе комитета предоставлять им любую информацию или документы, находящиеся в распоряжении спецслужб;
• Своевременно докладывать комитету о неправомерных или ошибочных действиях со стороны спецслужб, а также о действиях, которые они предприняли или собираются предпринять.

Соответственно предлагается рассмотреть проект постановления Жогорку Кенеша «О внесении изменений в вопросы ведения комитетов Жогорку Кенеша, утвержденные постановлением Жогорку Кенеша «Об утверждении вопросов ведения комитетов Жогорку Кенеша» № 24-VI от 12 ноября 2015 года» согласно которому:

Создать отдельный специальный Комитет по безопасности и контролю за деятельностью органов обеспечения национальной безопасности.

В связи с созданием нового комитета вопросы безопасности вывести из ведения нынешнего Комитета по международным делам, обороне и безопасности.

Наделить комитет следующими полномочиями:

Подготовка и предварительное рассмотрение отнесенных к полномочиям Жогорку Кенеша следующих вопросов:

1. Законодательство о национальной безопасности:

- обеспечение безопасности личности, общества и государства;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении национальной безопасности;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности КР, безопасности ее границ;
- политическая, экономическая, военная, религиозная, экологическая, энергетическая, санитарно-эпидемиологическая и общественная безопасность, информационная и информационно-психологическая безопасность;
- противодействие терроризму и экстремизму, обеспечение безопасности личности, общества и государства от террористических посягательств;
- разведка и контрразведка;
- защита государственных секретов, государственная, военная и служебная тайны;
- охрана высших органов государственной власти и управления, а также должностных лиц;
- безопасность объектов оборонной промышленности, транспорта, связи, финансово-кредитной системы и других важных народно-хозяйственных объектов;
- безопасность специальных перевозок на транспорте;
- предупреждение, пресечение и локализация массовых беспорядков, межнациональных конфликтов и чрезвычайных происшествий;
- защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их предупреждение и ликвидация.

2. Законодательство о деятельности органов обеспечения национальной безопасности:

- уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, военной контрразведки, прокуратура (в части надзора);
- порядок организации деятельности;
- порядок финансирования;
- контроля и надзора за законностью деятельности.

3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры в сфере безопасности, участницей которых является КР;

5. Республиканский бюджет на очередной год. Отчет об исполнении республиканского бюджета.

Комментарии

Оставить комментарий