• 89.12
  • 95.1
  • 0.95
  • 0.2

Депутат ЖК предлагает ввести налог за загрязнение атмосферного воздуха с автолюбителей

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 30.04.19. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 29 апреля 2019 года выносится проект постановления Жогорку Кенеша «О деятельности правительства КР по сокращению загрязнения окружающей среды и атмосферного воздуха».

Инициатор - депутат парламента Экмат Байбакпаев.

Согласно справке обоснования, на сегодня мировым сообществом признается значительное негативное воздействие на здоровье человека загрязнения атмосферного воздуха. Эксперты отмечают, что воздействие загрязнения воздуха повышает риск заболевания человека такими заболеваниями, как рак легких, инсульт, порок сердца и хронический бронхит. Согласно последним имеющимся оценочным данным Всемирного банка, в 2013 году в мире зарегистрировано 5,5 миллиона случаев преждевременной смерти, связанных с загрязнением воздуха, или 1 из каждых 10 случаев смерти. Загрязнение воздуха особенно сильно в некоторых наиболее быстро растущих городских районах мира, где более высокая экономическая активность способствует повышению уровня загрязнения и увеличению его негативного воздействия на людей.

В Концепции по переходу к зеленой экономики в Кыргызстане, принятой Жогорку Кенешем, отмечается, что в республике наблюдается высокий уровень автомобилизации, устаревший парк автотранспорта и использование некачественных нефтепродуктов. Все это в целом приводит к поступлению в атмосферный воздух от транспорта, использующего двигатели внутреннего сгорания, свыше 80 процентов загрязняющих веществ, состоящих из частиц тяжелых металлов, оксидов углерода и азота, углеводородов, являющихся продуктами сгорания бензина и дизельного топлива.

По данным Национального доклада о состоянии окружающей среды за 2011-14гг., в республике выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников в 2014 году составили 400 тыс. тонн, при этом отмечается, что наибольшее количество выбросов в 2014 году приходилось на оксиды углерода и азота, а также углеводороды от использования бензина и дизтоплива. В докладе также отмечается, что основное потребление нефтепродуктов в республике в 2014 году приходилось на город Бишкек, где бензина было использовано 94%, а дизельного топлива 89% от всего объема потребления по стране. Сегодня около 60 % городского населения Кыргызстана подвергается негативному воздействию концентраций загрязняющих веществ, превышающих допустимые нормативы качества атмосферного воздуха. Только в Бишкеке на сегодня зарегистрировано около 450 тысяч единиц автотранспорта. Прошедшей зимой датчики общественных организаций каждый день фиксировали превышение уровня загрязнения воздуха практически во всех районах столицы республики, при этом ответственные госорганы не смогли представить актуальные показатели загрязнения воздуха в Бишкеке.

В результате негативного воздействия на окружающую среду, в том числе из-за вредных выбросов автотранспорта, ухудшилось состояние здоровья населения Кыргызстана. По данным Нацстаткома КР, в целом по республике в период с 2008 по 2017 годы (10 лет) число больных злокачественными заболеваниями увеличилось на 33%, заболеваемость болезнями органами дыхания выросла на 29%, 53% составил рост больных с болезнями системы кровообращения.

К сожалению, в настоящее время правительство КР и соответствующие госорганы не проводят эффективных и действенных мероприятий по снижению уровня вредных выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнений, в частности не внедряются новые меры по сбору компенсационных платежей за загрязнения. Вместе с тем в республике статьей 15 закона КР «Об охране окружающей среды» для правительства КР установлена возможность введения платы за загрязнение окружающей среды и другие негативные воздействия на природу. На основании этого правительство КР своим постановлением от 10 сентября 2015 года № 625 «Об утверждении ставок платы за загрязнение окружающей среды в КР» ввело небольшую ставку платы за выбросы в атмосферу в размере 3,24 сома за приведенную тонну загрязняющих веществ.

За период действия этого постановления по данным Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР (ГАООСЛХ) с 2015 г. по 2018 г. в республиканский фонд охраны природы и развития лесной отрасли от всех сборов за плату за загрязнение окружающей среды поступило 895 млн. сомов, т.е. в среднем поступало по 220 млн. сомов в год. При этом примерно 50% сборов за плату за загрязнение было собрано в г. Бишкеке. Из общих сборов за период 2015-18гг. в сумме за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных загрязняющих источников в фонд поступило около 580 млн. сомов (в среднем по 145 млн. сомов в год) или 70% от всех поступлений.

Следует отметить, что на финансирование природоохранной деятельности в части охраны атмосферного воздуха ГАООСЛХ направил в 2017 году лишь 10,6 млн. сомов. При этом в республике сегодня не имеется современной государственной системы наблюдений и контроля (ГСН) за состоянием природной среды и, соответственно, нет ее составной части – государственной системы наблюдения атмосферного воздуха (ГСН(А))э При Советском Союзе в республике на постоянно действующих постах регулярно измерялось содержание в воздухе около 80 видов примесей. Сегодня этого нет и нам необходимо создавать ГСН заново, но нужны источник финансирования. На местах требуется установить не менее 100 стационарных постов мониторинга за загрязнением окружающей среды и атмосферного воздуха, не говоря также о необходимости значительного количества передвижных постов наблюдения. По оценочным расчетам, на приобретение 100 стационарных постов мониторинга, к примеру, российского производства, понадобится бюджетных средств в сумме около 1,65 млрд. сомов и это без учета транспортировки и установки.

В то же время, как было сказано выше, основным источником загрязнений атмосферного воздуха в республике является автомобильный транспорт, использующий в качестве топлива бензин и дизельное топливо. В этой связи есть необходимость дополнить постановление Правительства КР платой за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками. Наиболее оптимальным и простым решением было бы введение определенной суммы экологического сбора за загрязнение с каждого литра потребленного автотранспортом топлива. По предварительным данным, в республике автотранспортом в год используется около 1 млн. литров бензина и 0,7 млн. литров дизельного топлива. Потенциально при введении условной платы за загрязнение воздуха всего лишь в 0,5 сома, в республиканский бюджет может дополнительно поступать ежегодно до 850 млн. сомов, которые могут быть направлены на запланированные природоохранные мероприятия, покрытие выпадающих доходов бюджета от защиты окружающей среды и на финансирование организации государственной системы наблюдения за атмосферным воздухом

Необходимо отметить, что полноценно не исполняются законодательство (законы КР «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха») и нормативно-правовые акты правительства КР в сфере защиты окружающей среды и в частности защиты от загрязнений атмосферного воздуха. Правительство до сих пор не имеет стратегии по защите атмосферного воздуха от загрязнений и, соответственно, нет последовательных мероприятий в этом вопросе. На словах много говорится о постепенных мерах по переходу автотранспорта страны на газовое оборудование и на активное использование электромобильного транспорта, на деле же практических действий пока недостаточно. Также правительством не проводится реальная работа по улучшению качества нефтепродуктов, использующихся автотранспортом.

Комментарии

Оставить комментарий