• 89.47
  • 96.56
  • 0.97
  • 0.2

Депутат предлагает ускорить процесс оценки имущества по судебным разбирательствам

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 14.06.19. /Кабар/. На общественное обсуждение с 13 июня 2019 года выносится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (в Гражданский процессуальный кодекс КР, Уголовный кодекс КР, Закон КР «О залоге»)».

Инициатор – депутат Жогорку Кенеша Жыргалбек Турускулов.

Как сообщается в справке обоснования, на территории Кыргызстана 25 коммерческих банков, 144 микрофинансовых организации (8 МФК, 94 МКК, 42 МКА) и 106 кредитных союзов получили соответствующие лицензии или свидетельства Национального банка Кыргызской Республики и осуществляют свою деятельность по кредитованию юридических и физических лиц через свои подразделения (филиалы, сберегательные кассы и т.д.).

При взыскании кредитной задолженности в судебном порядке для определения начальной (стартовой) продажной цены заложенного имущества суды назначают проведение экспертизы в Государственной судебно-экспертной службе при правительстве КР (далее по тексту - ГСЭС). Однако, ГСЭС физически не может исполнить вступившие в силу судебные акты, что способствует увеличению сроков проведения экспертизы с учетом назначения судами экспертиз по вновь поступившим делам.

Долгий срок рассмотрения в судебных органах дел о взыскании имущества негативно влияет на инвестиции в банковскую сферу, учитывая, что Банки производят выдачу кредитов за счет привлеченных средств вкладчиков.

Законами КР установлены следующие сроки для взыскания задолженности по кредиту путем обращения на заложенное недвижимое имущество:

1) Не менее 30 календарных дней на добровольное исполнение обязательств после отправки извещения о начале процедуры обращения взыскания (ст. 58 Закона КР «О залоге»);
2) 3 месяца на рассмотрение и разрешение дел в судебных органах со дня поступления заявления в суд (ст. 157 ГПК КР);
3) 1 месяц на вступление в силу судебных решений (ст. 324 ГПК КР);
4) 4 месяца на исполнение исполнительных документов, связанных с реализацией имущества (ст. 40 Закона КР «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве»).

Таким образом, общий процессуальный срок, установленный законодательством, составляет не менее 9 (девяти) месяцев. При этом в расчет не берется затраченное время Банка на досудебную работу с проблемными заемщиками, подготовку и регистрацию извещений и уведомлений, принятию в производство судебными органами и фактического времени проведения судебной экспертизы экспертами ГСЭС (более 2-х лет).

Помимо сроков, указанных выше, законом также установлены сроки для подачи обжалования судебных актов, рассмотрения в судах второй и третьей инстанции, которыми активно пользуются недобросовестные клиенты.

На одной из встреч, организованной ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», одним из судей Верховного суда было озвучено, что практика назначения судебной экспертизы в ГСЭС обусловлена отсутствием ответственности сертифицированных независимых специалистов-оценщиков по законодательству и при вынесении судебных решений, стоимость заложенного имущества, определенная независимыми оценщиками вызывает сомнения. В соответствии с законодательством, в период проведения экспертизы на предмет определения стоимости заложенного имущества, обязательства проблемных заемщиков продолжают увеличиваться в части начисления процентов и соответствующих санкций, которые будут покрываться за счет реализации заложенного имущества. Не во всех случаях Залогодатель является получателем кредитных средств. Зачастую суды назначают экспертизу самостоятельно, без ходатайств от сторон спора или же по ходатайству Заемщиков без учета мнения Залогодателей, что, по нашему мнению, способствует нарушению имущественных прав Залогодателя, так как последний не заинтересован в увеличении срока рассмотрения спора в силу увеличения долга в части начисляемых процентов за пользование Заемщиком суммой непогашенной части кредита. Увеличение обязательств по кредитной задолженности за время проведения экспертизы ГСЭС не по ходатайству Залогодателя впоследствии может вызвать недовольство залогодателей и негативно отразится на имущественном положении последних, вплоть до лишения собственного жилья.

Вместе с тем, в соответствии с п.2 ст. 63 Закона «О залоге» заложена норма, в соответствии с которой в случае спора начальная (стартовая) продажная цена предмета залога на момент взыскания определяется судом на основе заключения независимых специалистов-оценщиков, имеющих соответствующий сертификат.

Законодательство не делит доказательства по их значимости для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, в связи с чем заключения независимых оценщиков могут быть достаточными для вынесения судебных решений в гражданском судопроизводстве. Внесение в Гражданский процессуальный кодекс и Уголовный кодекс соответствующих поправок в части привлечения независимых оценщиков к ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и внесение изменений в Закон «О залоге» в части порядка определения начальной продажной стоимости, позволит:

а) ускорить процесс оценки имущества по судебным разбирательствам;
б) снизить нагрузку на экспертов ГСЭС;
в) снизить начисление процентов и соответствующих санкций в период проведения экспертизы.

Комментарии

Оставить комментарий