• 89.01
  • 95.05
  • 0.94
  • 0.2

Депутат предлагает дать ЖК право освобождать премьера, генпрокурора, глав НБКР и Счетной палаты за не удовлетворительную работу

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 21.11.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 19 ноября 2018 года выносится законопроект о внесении изменений в закон КР «О Регламенте Жогорку Кенеша».

Инициатор депутат парламента Кенжебек Бокоев.

Согласно справке обоснования, представленный проект закона разработан с целью усиления контрольных функций Жогорку Кенеша (парламента).

Так, законопроектом предлагается, по итогам рассмотрения отчетов премьер-министра КР, генерального прокурора КР, председателя Национального банка КР, председателя Счетной палаты КР дать возможность парламенту оценить их деятельность за прошедший год.

При этом в случае если деятельность указанных органов государственной власти, будет признана «не удовлетворительной», то Жогорку Кенеш, будет иметь правовую возможность принимать решение о досрочном освобождении их от должности.

Нужно понимать, что у высшего законодательного органа страны, как у субъекта и сегодня есть право по привлечению правительства к политико-правовой ответственности, в форме выражения исполнительной власти недоверия. Более того, если речь идет, что государственная власть объявила цель установить реальную Парламентскую республику в Кыргызстане, то и вопрос ответственности исполнительной власти Кыргызстана перед законодательной властью должен быть усилен.

Следует отметить, что институт выражения недоверия Жогорку Кенеша к должностным лицам органов исполнительной власти необходимо рассматривать как единственную санкцию парламента в отношении представителей этой власти.

Вместе с тем, необходимо учесть, что правительство является коллегиальным органом государственной власти, и освобождение от должности премьер-министра влечет за собой отставку всего правительства. Поскольку, этот орган исполнительной власти, как правило, рассматривается в виде команды единомышленников, реализующая в первую очередь Программу премьер-министра, представленную ранее для ее одобрения.

Исходя из этого, неудовлетворительная оценка деятельности одного членов правительства Кыргызстана вполне может означать и распространение такой оценки на весь кабинет министров. И это, во-первых.

Во-вторых, считаем, что исключение из пункта 2 части 2 статьи 125 Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша» слов «председателей и» приведет эту норму закона после его принятия в соответствие с нормой Конституцией КР. Так, согласно части 4 статьи 64 Конституции КР, президент назначает председателя Счетной палаты.

Кроме этого, следует отметить, что проектом закона, предлагается совершенствовать отдельные нормы Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша», в частности, касающейся элементов предоставления отчета торага ЖК и председателей Комитетов ЖК КР. Тем самым законопроектом предлагается конкретизировать место предоставления отчета торага Жогорку Кенеша и председателей Комитетов Жогорку Кенеша перед депутатами Жогорку Кенеша – на заседании Жогорку Кенеша. В действующей редакции в целом установлена подотчетность указанных лиц, но из-за не точного определения место предоставления отчета указанных лиц, на практике данная норма находит свою реализацию иными способами, но не способом предоставления отчета на заседании Жогорку Кенеша. В этой связи, считаю необходимым конкретизировать и внести соответствующие изменения в части 3 и 4 ст. 20 и п. 8 ч.1 ст. 101 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша».

Комментарии

Оставить комментарий