• 84.64
  • 102.7
  • 1.14
  • 0.2

Азамат Абдыкадыров: Обновляя энергообъекты наших компаний, мы одновременно развиваем регионы

Интервью 0

Положение энергетического сектора с 1997-х годов - как началось расформирование Кыргызэнергохолдинга - стало ухудшаться.

С 2010-х годов все чаще говорят о кризисе в секторе, о том, что энергетика находится в сложном положении, но такого, как прошлогодняя авария на ТЭЦ г.Бишкек, не было в 85-летней истории нашей энергосистемы. Председатель правления Национального энергохолдинга Азамат Абдыкадыров рассказал о работе энергосистемы страны, внедрении новых технологий, строительстве ГЭСов, улучшении обслуживания потребителей и другом.

- Что было сделано для того, чтобы такое вновь не повторилось?

- В 2018 году мы много потеряли, в том числе с точки зрения доверия как со стороны руководства страны, так и населения.

Прошел ровно год, и ситуация, к сожалению, чуть не повторилась. Внештатная ситуация 25 января 2019 года при принятии неверного решения могла развиться и вылиться в более крупную аварию и привести к большим потерям, чем 26 января 2018 года.

Но после прошлогодней аварии на ТЭЦ г.Бишкек, в полной мере был выполнен разработанный антикризисный план по проведению восстановительных работ. Были устранены недостатки прошлого года – 1 октября 2018 года было завершено строительство нового химцеха, было завершено остекление цехов теплоэлектроцентрали.

Известно, что одной из главных причин прошлогодней аварии на ТЭЦ г.Бишкек определили несогласованные действия оперативного персонала на станции.

В течение 2018 года была проведена подготовка персонала к внештатным ситуациям по специальной программе.

Именно это и все другие принятые меры предосторожности позволили нам избежать аварии в 2019 году.

Согласованность действий как оперативного персонала теплоэлектроцентрали, так и взаимодействие руководства филиала, головной компании – ОАО «Электрические станции» и Национального энергохолдинга при принятии технического решения, далее сотрудничество с Правительством, с МЧС, ГКПЭН и др. позволили избежать масштабных потерь.

В этот раз энергетики хорошо сработали. А главное - вовремя.

И надо отметить, что гарантийное обеспечение по проведенным работам касательного того участка, где произошел свищ, истекает 7 июня 2019 года, это означает, что произошедшая ситуация – это ответственность китайской стороны. Сейчас нам предстоит нелегкая претензионная работа с нашими партнерами из TBEA по данному вопросу.

- Что делается Национальным энергохолдингом в рамках Года развития регионов и цифровизации?

- Национальным энергохолдингом и энергокомпаниями активно прорабатывается вопрос по цифровизации энергопроизводства.

Сегодня – это необходимая потребность, которая позволит не только рационально управлять производством посредством упорядочения и наглядности, но и предотвращать риски.

Например, мы были в АО «Татэнерго» – их автоматизированная программа Технического обслуживания и ремонта включает в себя паспортизацию активов электростанций, фиксирует проведенные работы, позволяет диагностировать состояние оборудования и решать что срочно, что важно и т.п. Эта российская компания внедрила на своих генерирующих станциях данную программу 10 лет назад – это позволило им аварийные случаи свести к минимуму, упорядочить активы, систематизировано проводить ремонты и достичь оперативность решения и наглядность ситуации.

Отмечу, что на производстве с текущим состоянием оборудования, износ которого составляет более 50% и превышает кризисный порог (25%), много подобного рода рисков. И в последующем с ухудшением состояния оборудования риски будут усиливаться. В этом плане действенным будет внедрение таких IT-продуктов, как EAM (управление активами) и ERP (управление ресурсами предприятия).

В течение ближайшего месяца мы запускаем Электронный документооборот. Это тоже IT-продукт, внедрение которого приведет к налаживанию связи в энергосекторе – что является немаловажным.

Таким образом, одним из главных направлений развития энергосектора и деятельности Национального энергохолдинга является внедрение современных информационных технологий в энергопроизводство, что позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить прозрачность деятельности энергокомпаний и тем самым до минимума сократить коррупционные риски.

Так как объекты нашей энергосистемы располагаются по всей стране, то развивая, обновляя, строя энергообъекты наших компаний, мы одновременно развиваем регионы, потому что это та же инфраструктура, та же экономика.

- Какие еще IT-проекты будут реализованы в энергосекторе?

- Ряд проектов, запущенных в энергосекторе, связан с внедрением IT-технологий:

  1. Биллинг в ОАО «Северэлектро»

В первом квартале 2019 года запланировано завершение работ по устранению неполадок и полноценному запуску новой биллинговой системы для ОАО «Северэлектро» в рамках проекта, поддержанного Германским банком развития.

  1. Расчетный центр

В 2018 году начала работу консультационная компания «Brivus» по организации работы Кыргызского энергетического расчетного центра (КЭРЦ). В рамках контракта на 3 млн. долларов США будет поставлено необходимое оборудование, программное обеспечение и разработаны нормативные документы. В настоящее время проводится тендер по отбору подрядчиков на поставку необходимого программного обеспечения и оборудования для работы расчетного центра. Завершение контракта ожидается в конце первого полугодия 2019 года.

Задачей КЭРЦ является выработка взаимодействия между участниками электроэнергетического рынка республики путем упорядочения их деятельности и введения единой системы расчетов. КЭРЦ - орган мониторинга, создан для централизации информации по перетокам и потерям электроэнергии, составления балансов, выполнения расчетов всех участников рынка.

  1. АСКУЭЭ

Кроме того, одним из направлений обеспечения формирования достоверного баланса электрической энергии и определения потерь является установка системы Автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ). В данном направлении Национальным энергохолдингом сформулирована концепция развития системы АСКУЭ с поэтапной установкой соответствующих приборов учета от источника генерации до конечного потребителя. В 2019 году запланирована установка 28,5 тыс. штук счетчиков АСКУЭЭ в 4-х РЭК-ах.

- Какие меры принимаются для улучшения обслуживания потребителей?

В 2017-2018 годах открыты центры обслуживания населения (ЦОН) в городах Бишкек, Ош, Нарын, Джалал-Абад, Каракол, Баткен, Талас, Токмок и Кара-Суу. Указанные центры позволяют интерактивно обслуживать потребителей, значительно сокращается время их обслуживания.

Также в целях сокращения количества процедур для подключения к сетям и времени на подключение к сетям потребителей Национальным энергохолдингом внесено предложение передать функции Государственной инспекции по экологической и технической безопасности по выдаче наряда на подключение к электрическим сетям до 35 кВ владельцам лицензий, т.е. энергокомпаниям.

На постоянной основе изучается вопрос в создании благоприятных условий для ведения бизнеса в части «Подключение к системе электроснабжения». Так, в 2018 году количество процедур было сокращено до 7 шагов. В настоящее время изучается опыт Республики Беларусь по индикатору «Подключение к системе электроснабжения» и планируется сократить процедуры до 3 шагов. Вместе с тем, Национальный энергохолдинг на постоянной основе принимал участие в улучшении позиций по Doing Business с заинтересованными государственными органами.

- Какие планы у Национального энергохолдинга по модернизации и увеличению генерации?

- К 2023 году планируется увеличить установленную мощность энергосистемы на 364 МВТ при существующей 3 932 МВТ (до 10%).

Национальным проектом должно стать строительство Камбаратинской ГЭС-1.

Проект «Строительство Камбаратинской ГЭС-1» является крупнейшим объектом из всего состава Камбаратинских ГЭС, который предусматривает строительство высотной плотины - 256 м, с установленной мощностью 1 860 МВт, с выработкой 5,6 млрд. кВтч и полезным объемом водохранилища в 5,4 млрд. кубометров воды. Объект находится выше Токтогульского водохранилища.

Сметная стоимость проекта по ТЭО, разработанного корпорацией SNC-Lavalin International Inc. (Канада), составляет около 2 916,0 млн. долл. США.

Преимущества:

- низкие капиталовложения на 1 МВт мощности;
- решаются вопросы зимнего дефицита энергоснабжения;
- покрываются пиковые нагрузки в системе;
- обеспечивается полное сезонное регулирование стока р.Нарын, обеспечивается совместная работа с Токтогульской ГЭС и способствует сохранению объема воды в ее водохранилище для маловодных периодов;
- закрывается растущее потребление электроэнергии в стране в будущем;
- обеспечивается экспортный потенциал, закрываются обязательства по экспорту (
CASA -100);
- наличие в регионе строительства специализированных производств (подрядные и субподрядные организации, спецтехника).

Однако для строительства у нас пока нет средств. Существующие тарифы непривлекательны для инвесторов. Установление экономически обоснованных тарифов для всех участников внутреннего энергорынка стали бы хорошей поддержкой со стороны государства.

По решению главной финансовой задачи в перспективе – это закредитованность энергосектора – у нас есть отдельная программа, которую уже предложили соответствующий госорган.

- Можно узнать подробнее о мерах по увеличению доходности энергокомпаний?

- Главной задачей Национального энергохолдинга является выведения энергокомпаний из убыточного состояния и увеличение прибыльности.

Наш анализ показал, что при себестоимости 1,65 сомов, среднеотпускной тариф составляет 1,36 сомов – то есть с каждого кВтч электроэнергии мы недополучаем 29 тыйын. Это приводит к убыточности энергокомпаний.

По итогам 2018 года убыток по энергосектору составил, по предварительным данным, 1,35 млрд сомов. Итоги 2017 года были гораздо хуже - 8,15 млрд сомов.

Таким образом, хотя мы добились столь значительных результатов, тем не менее, вся работа Национального энергохолдинга натыкается на тарифную политику. Как бы мы ни старались, ни оптимизировали затраты и ни находили иные резервы дохода, тарифная политика Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР не позволяет компаниям получать прибыль.

Рассмотрев проекты бюджетов энергокомпаний, мы сократили расходную их часть на 200 млн. сом, но даже при этом убыток составит к концу 2019 года 3,3 млрд. сомов, а дефицит бюджета превысит 4 млрд. сомов.

К сожалению, Национальный холдинг не может увеличить им доходы, так как это тарифы, но и не может больше сокращать расходы, чтобы выйти на прибыль – потому что остаются жизненно важные работы по поддержанию работы энергооборудования.

Сократив расходы, мы не исключаем риск возникновения аварий. Но бюджет энергокомпаний не должен утверждаться с убытком. Тут возникает вопрос пересмотра тарифной политики, проводимой Государственным агентством по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительства КР (ГАРТЭК).

Дело в том, что частные компании - оптовые потребители-перепродавцы (ОПП) электроэнергии - реализуют электроэнергию по высокому тарифу. ГАРТЭК устанавливает им выгодные тарифы, а нам – нет. Это неправильно! Это ведет к тому, что основные потребители распределительных энергокомпаний уходят к частным ОПП, тем самым нас заведомо лишают доходов.

В заключение отмечу, что в настоящее время завершается период многоводного притока на реке Нарын. Впереди маловодье и мы сейчас уже должны готовиться, экономить воду и искать резервы мощности.

Комментарии

Оставить комментарий